Кролики. Домашние животные

Главная arrow Статьи по теме arrow Тибетская медицина: лекарства животного происхождения


Тибетская медицина: лекарства животного происхождения PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

Тибетская медицина: лекарства животного происхождения

В литературе описано немало экзотических наблюдений практики восточной медицины. Вот одно из них, относящееся к концу XIX столетия в России. Еще в 1885 г.,— писал известный исследователь Забайкалья и Дальнего Востока врач Н. Кириллов, собравший ценные медико-этнографические сведения и наблюдения практики народной и тибетской медицины,— мне случилось быть призванным в Забайкалье к одной девушке, заболевшей тяжелой формой расстройства месячных; я порекомендовал ей немедленно теплую ванну, дать внутрь бывший со мной гашиш; но едва я отпустил эти «зеленые» капли, как меня отозвали в другую хату и, видимо, искусственно стали задерживать в ней беседой, сказав, что больная (к которой я желал возвратиться) успокоилась, заснула; лишь через два часа открылось, что вслед за мной в селение прибыл шаман, славившийся своими медицинскими познаниями и пользовавшийся широкой практикой среди бурят и крестьян; осмотрев больную, он сказал, что «зеленых» капель давать не следовало, так как в них есть «воздух», а болезнь девушки происходит от червяка, залезшего в печень, которого он сейчас извлечет, если ему будет предоставлен полуторалетний баран, белый, с черной головой; когда такое животное было предоставлено шаману, он сам его зарезал согласно ритуалу, теплые внутренности (содержавшие печень, кишечник) положил на живот девушки, а затем обернул ее теплой шкурой убитого барана; после этого он стал сосать правую грудь девушки, и минуты через две показал на руке червяка, будто бы высосанного через сосок, а больная действительно уснула поправившейся, с хорошим самочувствием. Этот блестящий результат шаманского сеанса сделался поворотным моментом в моей работе по исследованию народной медицины.

Я не жалел средств на то, чтобы знакомиться со знахарями, ламами, добиться их доверия и приобрести народные медицинские средства» (Общая характеристика практики восточных систем медицины — тибетской, китайской и параллельно с нашей народной. Труды антропологии Военно-медицинской академии.— Т. VII.— Спб., 1912). В дошедших до наших дней письменных памятниках восточной (в частности, индо-ти-бетской) медицины (в трактатах, ксилографах) хранится огромный опыт врачевания с применением лекарственных средств животного происхождения, наряду с растительными и минеральными. Согласно основному источнику тибетской медицины — 4-томному (156 глав) трактату «Чжуд-ши» (переведенному с санскрита на тибетский язык в конце VIII—первой половине IX вв.) и его расширенному комментарию «Вайдурья-онбо» (1688— 1689), дополненному уникальным «Атласом тибетской медицины» (более 10 тысяч рисунков), было известно около ста разновидностей животных, использовавшихся с целью лечения. Применявшееся лекарственное сырье животного происхождения подразделялось на 13 различных видов: панты (рога), кости, мясо, кровь, желчь, жиры, мозги, кожа, волосы, когти и копыта, моча, кал, препараты внутренних органов, эмбрионов (зародышей). И хотя в современной медицине используется довольно широкий ассортимент биопрепаратов, первичные сведения о которых заимствованы из народной медицины различных регионов, опыт тибетской медицины в применении животного сырья для лечебной практики целенаправленно не изучался.

Из трактатов выясняется, что часто лекарственным сырьем (обычно высушенным) служили различные органы и железы внутренней секреции разных животных (головной мозг, щитовидная и поджелудочная железы, половые органы, панты, желчь и др.), а также человека. Органы и ткани в виде нативного (сушеного) сырья, а некоторые органы и экскременты в виде пепла включались в состав порошкообразных лекарственных препаратов, как правило, сложных, многосоставных, часто готовившихся перед употреблением — «у постели» больного. Из костей варили бульоны, приготовляя экстракты.

 


 
« Пред.   След. »